Четыре среды обитания

Уча других, тоже учишься.
Н.В. Гоголь

В подростковом возрасте одаренным детям часто приходится надеяться на собственные силы, самим ставить цели, обнаружить достижения, искать пути к совершенству. Родителям необходимо установить, на каком уровне дети проявляют себя с большим или меньшим успехом. Очень детально описал эти уровни американский психолог А.Маслоу.

Первый уровень он назвал выживанием. На этом уровне одаренный подросток физически присутствует и ожесточенно борется за самосохранение. Его огромная энергия уходит на сохранение своего "Я" во внешне враждебном окружении.

Второй уровень - оборона. Здесь подросток, сохраняя самовосприятие, имеет "сферу безопасности", тратя большое количество энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза. Обрести здоровое самовосприятие гораздо легче, если окружающие по-доброму тебя воспринимают и дают тебе понять, что ты уважаем и ценим как цельная личность.

На третьем уровне - уверенности - одаренный подросток обретает частичное согласие в преодолении общественного отчуждения и неприятия. Здесь наибольшая часть энергии направлена на самоутверждение, развитие и учебу. А минимальная часть на приспособление.

Четвертый уровень - процветание - желанная цель для одаренных подростков и их родителей. В таком психологическом окружении подросток почти всю свою энергию может отдавать творческим, продуктивным занятиям.

Учитывая все это, родителям необходимо определить тот уровень, на котором находится подросток. Это достигается тщательным наблюдением за ним в течение двух недель - за его интересами и ежедневными занятиями. А может быть, для этого потребуется и больше времени. Но важным критерием здесь могут быть его увлеченность, изобретательность, уравновешенность и собранность. Если ребенок замкнут, порой раздражителен, суетлив и безразличен, то это уже симптомы первых двух уровней. В этом случае родителям необходимо провести психологическую коррекцию его окружения, акцентировать внимание на развитии предпочтительных для него интересов и способствовать усилению его деятельности по самопознанию.