Правила саморазвития

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки.
Это одно из средств самовоспитания.

Т.Карлейль

Полезно было бы подумать о том, что делает одаренного ребенка счастливым. Наверное, то же, что делает счастливым всех детей,- новые задачи и цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания, то есть развитие интереса и постановка новых задач.

Чтобы дать простор действию позитивных сил одаренного подростка, родители могут предложить несколько основных правил, которые могут составить основу его личного плана развития.

  1. Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.
  2. Будьте довольны скромным прогрессом. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения человека к делу.
  3. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.
  4. Будьте готовы учиться у других. У окружающих можно многому научиться. Их подход, отношения и навыки заслуживают, чтобы найти причины успехов или неудач. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли людей и, скорее всего, повысит ваш авторитет и положение в их глазах.
  5. Учитесь на своих неудачах и ошибках. Если вы неправы, будьте готовы признать это. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практической жизнью, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.
  6. Приносите пользу учебному заведению, в котором учитесь. Если вы таковой не приносите, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.
  7. Участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах. Укоренившиеся взгляды, убеждения и предрассудки можно изменить, только если вынести их на открытое обсуждение и откровенно проанализировать. Выделите учащихся, с которыми вам трудно общаться, - их расходящиеся с вами мнения могут оказаться особенно стимулирующими.